mtb.lv Workshop
ru lv en
Турция 2009

С 30 апреля по 7 мая группа из шести человек (Игорь, Виктор, Марис, Влад, Сергей и я, тоже Игорь) собралась покрутить педали по красивым и теплым местам у берегов Мраморного моря. Идея такого тура проста, покататься, развеяться и посмотреть на мир. Как выразился один из участников группы – Турция вполне европейская страна! Предположив, что ландшафт вокруг Мраморного моря не будет иметь особо сложных подъемов, началась подготовка к походу.

Так выглядел наш первоначальный план поездки

Все участники похода являются подданными Латвийской республики, почти все гражданами. Сразу уточню - я негр. Неграм нужна туристическая виза. Так как мы – люди предусмотрительные, вопрос о визе начал решаться заранее, примерно за три месяца до поездки. Я позвонил в посольство Турции в Латвии и объяснил ситуацию – мол, турпоездка в Вашу замечательную страну, хочу визу заранее. Вежливая девушка мне сразу продиктовала список обязательных документов, подчеркну – обязательных! В них входили: паспорт, билеты в оба конца, и что-то вроде оплаченного счёта за гостиницу. Сделав акцент на характере нашего путешествия (ночёвки в кемпингах или дикарём, у нас палатки), список обязательных документов начал худеть. Теперь требовались лишь паспорт и билеты. Интересно, если б я навешал девушке, что и добираться мы будем на великах до границы их замечательной страны, сократился бы список ещё?

Кульминацией разговора с посольством стала секундная фраза, в которой милый голос сообщил о сумме. До этого я порылся в сети и ожидал стандартные 15 баксов или 10 евро. Голос в трубке произнёс столь режущую мой слух цифру, что сработал защитный рефлекс организма, и я до сих пор точно не помню, то ли 60, то ли 80 лат (85 – 115 евро). Самопроизвольно вырывается вопрос – а почему ж так дорого то? На это уже был заготовлен стандартный ответ, мол зато мы вам всё гарантируем, а если будете покупать визу за 15 баксов уже в аэропорту в Турции – не факт что вас впустят. Как говориться, кто не рискует… И я решил рисковать и брать визу по прилёту и, как оказалось, это было верное решение.

Пара слов о логистике. Велосипедная часть нашего маршрута начиналась и заканчивалась в аэропорту в Стамбуле. В Стамбул из Риги летают прямые рейсы одной известной всем авиакомпании, для анонимности назовём её как-нибудь просто и незатейливо, вроде «ВоздухБалтик». За транспортировку великов запросили с нас по 20 LVL (цена в одну сторону). Начитавшись в сети отчётов о вежливости грузчиков и их стремлении как можно аккуратнее обращаться с грузами, особенно с тяжёлыми и легко царапающимися, решено было паковать байки так, чтобы по прилёты мы смогли отличить, где тут была рама, а где колёса. Колёса сняли, в вилку и задние перья поставили распорки, раму обмотали туристическим ковриком, и всё это хозяйство засунули в большие мусорные пакеты.

Итак, далее по расписанию!

30 мая

Проснулись, позавтракали и приехали в Рижский аэропорт. Велики – крупногабаритный груз и сдавали мы его в сторонке от остальных приёмных терминалов. На вопрос «а сдуты ли ваши колёса?» группа уверенно покачала головой, нам поверили на слово. Результат – в Стамбуле мы не парились и не качали себе колёса по прилёту.

Приземлившись в Стамбуле народ начал медленно выходить по трапу, и в этот момент мы увидели, как грузчики предают силам земного тяготения наши велики. Потенциальная энергия моего велика в момент превращалась в новые царапины и сколы краски на раме или, проще говоря, их швыряли. Собирать наших двухколёсных решили прямо в аэропорту, что вызвало огромный интерес не только у проходящих мимо, но и у сотрудников этого самого аэропорта (один даже подошёл и сфоткал нас).
Такая реакция на велосипедистов преследовала нас в Турции постоянно. На нас порой смотрели как на розового слона. Велотуризм там совсем не развит, да и великов в Турции мы видели не много, около 20 за всю поездку.

Собрав велосипеды, мы двинулись к порту, где должны были сесть на паром и переплыть через Мраморное море к городу Бандырма. Предварительно уточнив, что паром может транспортировать и нас, и велики, мы отправились покупать билеты.
Для подавления своих внутренних то ли военных то ли террористических проблем многие здания Турции охраняются. При входе в здание порта нас проверили на соответствие критерию общественной безопасности (вещи просветили рентгеном, людей провели через металодетектор). Несмотря на то, что у меня с собой был небольшой складной нож в сумке на поясе, всё прошло гладко.

Порт в Стамбуле

На тот паром, на котором мы планировали отплыть, уже за час билетов на всех не хватило, и мы купили шесть билетов на следующий рейс. В результате - несколько часов свободного времени, которые мы собрались потратить на поиски газа для горелки и еды на обед.

Стоит отметить, что найти человека, понимающего и говорящего на английском в Турции тяжело. Даже в порту нам приходилось общаться, отображая наши мысли на листочке бумаги.

Велосипедистов в Турции не жалуют. Ехать по Стамбулу было тяжело. Все машины бибикают как сумасшедшие, причём постоянно. Видимо это особенность менталитета турков. Бортики на тротуарах – огромные, высотой сантиметров 30 – 40, что делает езду по тротуарам чистым мазохизмом. От такого движения голова начинает болеть быстро. Но это еще только пол беды.

Дополнительную дозу мигрени добавляют ресторанные «зазывалы». Выглядит это следующим образом: у забегаловок и ресторанов стоит мужик в костюме и при виде человека, чья внешность не соответствует канонам и многолетним традициям местного населения начинает орать на всю улицу – «Сэр, вэлком! Эврифинг фор ю! Грэат Праисэс! Дринк! Фуд!» И чуть ли не тащит за руку в помещение. Я высказал гипотезу, что у местного населения от сильного ветра и солёной воды слегка мутировало глазное яблоко, в результате чего все туристы в глазах местных выглядят, как кошелёчки на ножках.

Газа для туристической горелки не нашли, и не видели его на протяжении всего пути (мультитопливная горелка, купили для неё бензина). Зато поддались на уговоры «зазывалы» и отведали рыбы в ресторане прямо на берегу моря. Обслуживание вежливое, граничащее с назойливостью. За рыбу мы заплатили примерно по 7 евро с человека.

Вид на море из ресторана

Вернувшись в порт, попытались разузнать, куда же именно нам тащить велики, брать с собой, как сумки или их надо сдавать, как автомобили. Поговорив с местными работниками на смеси турецкого, английского и языка жестов, затем, покатавшись туда – сюда (ездили туда, куда нас направляли) нас всё-таки решили пустить с великами в здание порта (взяли с собой, как сумки).
Сев на борт в восемь вечера, в 10 мы были в Бандырме. В это время года темнело в Турции раньше и быстрее, чем в Латвии. Начался поиск кемпингов.

Примерное расположение кемпингов на нашем пути было установлено ещё в Латвии. Но работают ли они в мае, и работают ли они вообще – оставалось загадкой, которую нам предстояло решить.
В итоге, прокрутив часа 3 в поисках места для ночевки в кромешной темноте, мы заползли в какие то кусты и разбили лагерь там. Поужинав и распив припасённую бутылку бренди, мы разбрелись по спальникам.

Наш первый лагерь в кустах (вид с утра)

1 мая

Оказалось, что неподалёку находиться мечеть. Ранним утром, я проснулся от голоса муэдзина, но не на долго. Почти сразу и заснул.
Окончательно проснувшись и оглядев ландшафт, мы сразу осознали всю ошибочность предположения о лёгком пути и небольшом наборе высоты. Вокруг были холмы, холмищщи, почти горы!

Первый серьёзный подъем – 218 метров, сразу после завтрака. Ехать по серпантину было тяжеловато, да и примерно с той же скоростью удавалось вести велосипед рядом пешком. Как оказалось, такая тактика подъёмов является самой щадящей для ног. На вершине нас ожидал небольшой посёлок с удивлёнными лицами.

Турки (я имею в виду именно тех Турков, которые живут в небольших городишках) любопытны и гостеприимны. Все кивали нам головой и махали руками в ответ на наше приветствие.

Дороги меняли свой внешний вид быстро и радикально. Маленький серпантин при выезде с посёлка превратился в весьма широкую дорогу с шикарной обочиной. Порой, ширина обочины была действительно внушительных размеров. Как-то раз, под Стамбулом, завидев колонну военных грузовиков, один из которых вёз танк, я предположил, что такие обочины делают специально, что по ним могла пройти военная гусеничная техника, не попортив основных полос.

Второй день в Турции оказался на самым гостеприимным для велотуристов – пошёл дождь с грозой.  Изрядно подмокнув, мы укрывались от стихии на заправках, попутно попивая турецкий чай из маленьких рюмочек.

Ближе к вечеру мы спрятались на одной недостроенной заправке. Так как дождь не утихал, решили тут и отобедать, благо всё необходимое имелось под рукой. В критическом случае, если стихия не обуздаеться , мы решили что можно заночевать и тут, по крайней мере не промокнем. Правда с запланированным на сегодня пробегом в 120 км придется распрощаться.

С таким ландшафтом нагнать необходимые километры и вовремя сесть на самолёт в Стамбуле (на который билеты были уже куплены) будет проблематично. Решили сокращать путь и сеть на паром через пролив Дарданеллы не в Cannakale а в Lapseki. На этом мы могли выиграть около 80 км пути, так и поступили.
Путём коллективного совещания и общегруппового голосования мы назначили последний час езды, при наступлении которого мы должны начинать развёртывать наш лагерь, позже становилось уже темно. Это время – 20:00.

Около 6 вечера дождь утих, и мы, томимые желание покрутить педали ещё хоть часик, ринулись вперёд. Воздух свеж, брызги нам нипочем, а глаза бегают в поисках живописного места для ночёвки. Среди всего богатства и разнообразия посевных полей и холмов, суровый взгляд остановился на одной возвышенности, куда вела тропа. Туда и отправили наших представителей для разведывания обстановки на предмет наличия хотя бы пары квадратных метров плоской земли. Результат оказался удовлетворительным, и среди каких то колючих кустов мы установили палатки и наш уважаемый и всеми любимый завхоз Марис, как обычно принялся за готовку. План на вечер оказался незатейливым: миска – водка – спальник.

2 мая

Ночью шёл дождь. Серёге, который спал у края палатки, повезло меньше всех, он оказался в луже. Сушка – завтрак – сборы и мы опять на колёсах!

На сегодня по планам доехать до парома, переплыть пролив Дарданеллы и заночевать у берегов Средиземного моря. День оказался интересным, пейзажи завораживали, первую часть дня дорога проходила у подножья холмов, иногда забираясь на них.
Добравшись до Lapseki (портовый город), мы отправились на местный рыночек в поисках апельсинов. Сунулись туда с великами, о чём сразу же и пожалели, ибо толкучка оказалась серьезной.

Тут за нами увязался какой то местный мальчишка, чего то просил (понятно чего - денег) и не отходил не на шаг. Но порывов что-то у нас украсть, за ним замечено не было. Мы его не трогали, не прогоняли, местные жители пару раз к нему подходили и что-то нашептывали строгим голосом. После чего мальчонка изменялся в лице и пропадал на пару минут.
На рынке мы купили апельсинов, груш и решили отведать местных донеров (булка, которую разрезают вдоль, а внутрь накладывают баранины (курятины) и салатов)

Стоило это всё вместе с айраном (что-то вроде кефира из козьего молока) по 2 $ с человека. Основательно закупаться продуктами мы решили уже на другой стороне пролива.

На другой стороне пролива нас ожидал небольшой город (Gelibolu). Тут мы закупались провиантом. Из «экзотики» приобрели натуральный (!) йогурт и банку варенья из лепестков роз.

В сочетании эти два продукта оказались весьма вкусными, хотя и напоминали по отдельности не то творог, не то лекарство от кашля.
Далее дорога преподнесла нам огромный сюрприз. Мы решили ехать не по загруженному шоссе на Стамбул, а по небольшой дороге, идущей параллельно, и обозначенной на всех наших картах (источники – Garmin, Google maps и бумажная карта Турции). При въезде на эту дорогу нам встретились пара Турков, как и многие другие они оказались весьма общительными и любезными. Указав направление на Стамбул, один из них показал рукой на яму в дороге и покачал головой. Это должно было нас насторожить.
Дорога оказалась не то чтобы с ямами, а с отсутствием самой дороги. По сути мы ехали в одной сплошной глиняной яме после дождя! Грязь на колёса налипала мгновенно, после чего они переставали крутиться (полностью забивались). Сняв свои щетки для прочистки, один я сломал, и оставил валяться на Турецкой обочине. Вот и проявление третей стихии (земля).

Прелести дороги

День закончился замечательно. Мы, наконец-то, нашли кемпинг с туалетом и горячей водой! Стоит упомянуть гигиенические особенности восточной культуры. В большинстве туалетов на заправках и городах нет ни унитазов, ни туалетной бумаги. А иметься лишь дыра в полу и небольшое ведёрко или лейка с водой. Последнее предназначено совсем не для рук. Мы долго анализировали и предполагали, как и в каких позах можно при помощи этих ёмкостей совершить акт гигиенического очищения, но ничего толкового в голову не пришло, а мануалов или инструкций мы не видели.
За такие замечательные достижение цивилизации (унитаз + душ) с нас запросили по 10 евро с палатки или по 24 евро за спальное место в комнате. Мы решили сэкономить и спать в палатках.

Ночёвка в кемпинге

После ужина отведали местное пиво, вино. Всё это запили водкой и поползли спать. Как оказалось, такой коктейль (пиво – вино – водка) в условиях похода и большой физической нагрузки не вызывает никаких коллизий и сухости в горле, в чём мы многократно убедились.
Итак, к концу 3 го дня мы уже испытали на себе 2 из 4х стихий на нашей планете – воду и землю. Предполагать, как же Турецкая земля будет на нас испытывать огонь и ветра, было устрашающе.

3 мая

Судя по картам, в этот день дорога проходила по хребту, с максимальной вершиной в 600 метров. А мы на берегу моря (отметка 0). Но мы не переставали лелеять надежд, что серпантин пройдёт мимо.
По пути к нашему пику мы остановились на фотосессию у берега моря, рядом с какой то хижиной рыбака. Тут же я заметил разбитые лампочки и всех предупредил о стёклах. В последствии именно эти стёкла я и выковыривал из покрышки и камеры своего заднего колеса.

Первую половину дня ехать было тяжело, дул сильный ветер в лицо. Ехали мы неспешно, примерно 15 – 10 км\ч. Но и такого темпа было достаточно, чтобы быстро уставать. Сначала в столь тяжёлой езде мы винили лишь ветер, и только потом поняли, что мы идём в гору. Я включил GPS и проверил высоту (насколько помню, что-то около 300 метров).
По пути заметили красивый холм, и на его фоне решили сфотографироваться. Только выстроились рядом и настроили фотик, как около нас притормозим проезжающий мимо джип, и с него вышел человек, который любезно предложил свою помощь в фотографировании. Сделав кадр, он уселся обратно в машину, попрощался и уехал. Такой вежливостью и вниманием мы были удивлены.

Мы и холм!

После обеда мы добрались до того самого хребта, с вершиной на уровне 600 метров. Дорога на него вела одна и местные жители, завидев велосипедистов на пути к вершинам, начали посмеиваться, не поверив в наши силы.

Серпантин завёл нас в небольшой городишко с мечетью в центре и горными склонами по периметру. Всей группой мы единогласно обозначили это место как самое красивое, а подъём и бешеные спуски как самый интересный участок всего пути.

Вот она, истинная Турция

Забравшись на высоту в 350 метров, нас ожидал такой же спуск к морю. За которым - очередной самый высокий подъём, уже на 400 метров.

Наш серпантин

Отдельно стоит упомянуть о спусках. На скорости в 60 км/ч все участники группы начинали притормаживать, не давая велосипедам разгоняться быстрее. Наши двухколёсные загружены сильно, и на скорости в 40 – 50 уже появлялось чувство дискомфорта и опасения. Ну а при 60 км/ч вжимались в сёдла автоматически. При спуске по серпантину, мои дисковые гидравлические тормоза проявили себя замечательно! Те, кто катался на V – brake вели себя аккуратнее, побаивались отказа.
Окончательно спустившись с гор, мы наткнулись на место для пикников. Огороженная забором полянка, на которой находились столики и туалет. Отправились говорить с хозяином насчёт палаток, договорились на сумму в 5 евро (за 2 палатки). За эти деньги нам разрешили установить палатки и пользоваться туалетом. В таких холмистых условиях найти дикое ровное место для палаток было бы проблематично.
Рецепт проведения вечера не изменился: установка палаток – еда – пиво – вино – водка – спальники. Только на этот раз мы купили бутылку местной анисовой водки (раки). Попив теплой анисовки из пол литровой кружки мы решили, что это и было испытание огнём. Таким образом, коллекция из всех 4 х стихий была собрана!

4 мая

С утра опять разбудил муэдзин (википедия: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву). Послушав его около 5 ти утра, я опять заснул, так как наш ежедневный подъём был намечен на 8 часов.
Этот день был мене интересным, так как в основном мы ехали по крупному шоссе на Стамбул через большие города. Опять холмы высотой метров в 50 и очень сильный встречный ветер.
Дорога проходила уже по европейской части континента и «деревенской» экзотики тут встретить не удалось. Покрытие было прекрасное, с широкой обочиной.

Единственное чем приметился этот день, это небольшая авария. Все основные обязанности были разделены по всем участникам. Я исполнял роль навигатора (должен был иметь GPS с картами), Марис – завхоз, он нас кормил. Был и доктор – Серёга. На его совести аптечка, медикаменты. Так как Марис весьма добросовестно выполнял свои обязанности (пользуясь случаем, скажу ему ещё раз большое спасибо за это), и лечить нас от отравлений возможности не предстало, то Серёга тосковал. Если такой образ романтизировать, то можно представить себе Серёгу как вздыхающего человека, смотрящего в даль и поглаживающего бездействующие бинты с таблетками.
Проезжали мы мимо стойки, огороженной натянутой сеткой. Естественно, сетка не была закреплена достойно и от порыва ветра её понесло и зацепило за рожёк на руле моего велика. В одно мгновение транспортное средство вырвало из под ездока, и велосипедист превратился в птицу!
Удовольствия от полёта я не успел получить по ряду причин. Первой их них являлась малая продолжительность пребывания в воздухе, второй - осознания того, что в ближайшее мгновение мне предстоит приземление. Упал мягко, на асфальт с мелким щебнем. Посадка произошла на правый бок, несколько метров меня ещё протащило по земле по инерции. Слегка побил колено, локоть, бедро и ладони.

Я после полёта (рядом злосчастная сетка)

Доктор (Серёга) промыл меня перекисью, намазал йодом, и мы отправились дальше.
После обеда ветер стал совсем озверевшим, что сильно снизило нашу среднюю скорость движения. Устав, мы зарулили в город. Пока я заказывал и ожидал еду, наши велики привлекли к себе внимание местного мальчишки. Вёл он себя совсем без стеснений, пытался всё потрогать и даже залезть на багажник. После этого я на него крикнул, но успокоило это его не надолго. И лишь ловкий прыжок Влада к этому пацану и рука, занесённая для удара, уговорили парня быстро убежать и больше не подходить к нам. Такая провокация с нашей стороны никаких проблем с местным населением не вызвала. Мораль – местные жители могут быть очень назойливыми, но вреда от них ждать не стоит.
В этом же городе мы обнаружили пансионат. За ночевку с нас взяли по 7,5 евро с человека. Вечером решили прогуляться, зашли на рыбный рынок, поторговались и купили живых креветок весьма внушительного размера (5 евро/ кг).

В это вечер наш коктейль (пиво – вино) был разбавлен варёными креветками.

5 мая

Цель последнего дня в пути – доехать до Стамбула (оставалось около 90 км) и найти там гостиницу. Билеты назад были куплены на 7 ое число, таким образом у нас оставался целый день для осмотра достопримечательностей столицы Византийской империи.
Дорога была замечательной, лишь изредка наша шикарная обочина куда-то исчезала.

Доехав до района нашего аэропорта, начали искать гостиницы или пансионаты. Встретили на улице русскоговорящего мужчину, который посоветовал нам дешёвый отель. К тому же этот отель оказался и на карте Garminа (как POI точка).
Доехав до нужного места, я с Владом зашли внутрь. На английском языке начали объяснять чего же мы хотим, что нас шестеро и столько же велосипедов. Первоначальная цена, оглашённая работником, составила 22,5 евро с человека. Перекорчив лицо, я сказал Владу что это дорого. Он  с успехом перевёл мои мысли на турецкий язык (у нас был с собой разговорник и Влад заучил основные выражения на турецком языке). Цена тут же упала до 15 евро. Мы согласились.

6 мая

Весь день мы гуляли по Стамбулу. От района, в котором мы остановились, до туристического центра (район Султан Ахмед) расстояние составило примерно 15 км. Добираться решили на общественном транспорте. И тут мы наткнулись на одну большую проблему, объяснить как и на чём нам ехать некому (наитии человека, говорящего на языках, отличных от турецкого – занятие очень сложное), а разобраться самим возможности нет. Никаких карт или схем маршрутов общественного транспорта ни на одной из заправок мы не увидели. Зато наткнулись на 2 х таксистов. Мы их заинтересовал, и они сразу предложили довезти нас за 15 евро/машина. Пока мы думали, первый из них уехал. Второй показал на свой маленький хюндай (совсем маленький) и произнёс магическую фразу – «сикс пёрсон ок!», подразумевая, что 6 пассажиров для такого «автобуса» как он - это норма жизни. Мы согласились. Ехали минут 20. На заднем съеденье в 2 этажа. Бедные те, кто ехал на первом, на их лицах было буквально высечено, что циркуляция крови в ногах имела некие нарушения.

Мы и эти маленькие такси.

В центре мы посетили музей Ayasofya (бывшая патриаршая базилика, позднее – мечеть), Голубую мечеть (Мечеть Султана Ахмета) (смотреть выше, фото с такси), местный рынок и забегаловки.

Ayasofya

Назад решили добираться так же, на такси. Нашли таксиста, показали карту на навигаторе, он кивком показал, что понял куда ехать, согласился взять шестерых. На вопрос о цене – указал на счётчик, мол всё ок!
Судя по навигатору, вёз он нас по синусоиде - нагонял свой счётчик. В километрах 2х от гостиницы наши нервы не выдержали и мы приказали ему остановиться. На счётчике 77 Лир (38,5 евро). На вопрос сколько – указывает на счётчик, торговаться бессмысленно. Конечно, можно было плюнуть ему в лицо, встать и уйти, пускай потом ищет туристов, но он знал название нашего отеля. Я даю ему 70 лир (бумажками по 20, 20, 20 и 10 ) и спрашиваю «ок?». Таксист - нивкакую, и пока я ему объясняю что он нас вёз по кругу, долго и не довёз, он подменяет бумажку в 20 лир своей купюрой в 1 лиру и суёт мне обратно, мол, я ему не доплатил. Долго мы все с ним разбирались, в результате переплотили и ушли, разборки с полицией (наверняка не говорящей на английском) нам перед завтрашним улётом не нужны. Вот так, на весьма скверной ноте закончилось наше путешествие.

Итого, 5 полных дней в седле, накрутили  445 км от аэропорта до аэропорта, набор высоты – не замеряли, но он явно огромный, 3 прокола, сломанный багажник, наслаждение восточной культурой, и живописной местностью!

В заключение – маршрут оказался явно сложнее, чем мы планировали. К тому же, проливной дождь с грозой нас здорово задержал. Проехать весь запланированный путь нам не удалось, но огромное удовольствие получено. Уже на 3 ий день пути никто не мог (не посмотрев на часы) сказать который сейчас день недели и число, что свидетельствует о достижении «походной нирваны». Почти все дороги в хорошем состоянии, хотя местами турки уложили свежий, тонкий слой асфальта прямо на старый, в результате у обочины образуется резкая граница, на которой может кинуть велосипед в сторону.
В таких поездках обязательно надо иметь с собой разговорник и неплохо бы заранее заучить несколько особо важный фраз («сколько стоит», «спасибо», «ата ата» и «это слишком высокая цена»). Перед любой покупкой (даже на заправках и в магазинах, не говоря уже о таксистах) лучше уточнить цену заранее.
Один из участников нашей группы – Влад, так же проявил желание написать отчёт о этой поездке. Поэтому, Уважаемый Читатель, в сети ты сможет найти ещё одну точку зрения на этот поход!

май 2009   Игорь
Последние статьи в разделе
» Мадагаскар – 2006. Сияние рая.